Лаборатория звука

Адрес: г. Ростов-на-Дону, Россия, Будённовский пр. 93/295 оф. 411
Режим работы: ПН-ВС: 10:00 – 22:00

Как научиться петь интересно?

Наверняка вы не раз замечали, что выученная и спетая вами песня звучит намного скучнее, чем оригинал? И днаже приятный тембр голоса не спасает положение. Наверняка вы также обращали внимание на разные приёмы и фишки, которые современные певцы добавляют в свой вокал. Вы, конечно, пытались скопировать их, но у вас не получалось сделать это столь же убедительно. И дело не в том, что у вас нет таланта или способности. Мы все привыкли мыслить рамками. В результате, строго следя за опорой звука и интонацией, мы очень часто забываем об эмоциях и смысле текста произведения.
Чтобы грамотно овладеть этими вокальными приёмами, нужно понять их природу. Природа их кроется в эмоции. Подобно тому, как мы меняем голос и интонацию, говоря с коллегами или подчинёнными, приветствуя любимого человека или сюсюкая с детьми, вокалист также меняет краски голоса в песне. Здесь он прошептал, тут спел на надрыве, вот добавил мелизм или просто проговорил текст.
В основе всех вокальных техник — эмоциональные реакции, доступные всем нам без исключения: это крик, шёпот, смех, плач и разговор.
В виде техник эти эмоциональные краски пришли в эстраду из различных стилевых направлений музыки, где они начали использоваться впервые. Крик — из рока; шёпот (субтон, мягкая атака) — из джаза; плач — из народной песни; разговор (речитатив) и смех — из оперы.
Давайте разберём каждую из этих эмоций. Это поможет понять, как их использовать, чтобы наше пение стало более интересным, а голос зазвучал насыщенней.
[IMG_3793.png]
Полушёпот, cубтон, «жёсткая масса», «мягкая атака», фальцет — много страшных слов для названия одного приёма.
Представьте: полумрак бара, небольшие уютные столики для двоих, вдалеке круглая сцена в лучах маленьких лампочек, ретромикрофон на длинной стойке, и томная красавица в блестящем вечернем платье, с алыми накрашенными губами начинает тихо и чувственно петь под аккомпанемент саксофона — нет, не петь… шептать. Её нежный тембр и дрожащий голос завораживает, так что мурашки бегут по спинам гостей.
Не правда ли, прекрасная картина? Этот вокальный приём основан на пении с придыханием, своеобразном полушёпоте. Петь на полушёпоте можно как низкие ноты, так и высокие. Всё дело в том, как вы выпускаете воздух. Выдох должен быть интенсивным, а голосовые связки — смыкаться не полностью, чтобы не сдерживать воздух, а обеспечивать его свободный выход. При этом главное — не выпускать весь воздух, а слегка удерживать вдох. Это позволить звуку быть ровным.
Если не вдаваться глубоко в технические детали, можно сказать, что при пении на полушёпоте мы смешиваем выдох с голосом в равной пропорции.
Пение с придыханием — это самый простой приём. Шептать умеют все, а значит, научиться красивому субтону, как у Мэрайи Кэри или Ланы Дель Рей, может каждый!
Чередуйте субтон с полным голосом, тогда ваше пение станет более разнообразным и интересным.
[IMG_3794.png]
Пение в речевой позиции, speech и резонансное пение
Если вы хотя бы раз были на занятии вокалом, то наверняка слышали: «Пой свободно, так, будто бы говоришь». Всё дело в том, что певческий и разговорный тембр не должны различаться, а певец не должен чувствовать неудобство во время пения. Ощущение голосовых связок при пении должно быть такое же, как при разговоре. Связки при этом смыкаются плотно, в результате чего тембр голоса становится насыщенным и ярким.
Речевая позиция используется там, где нет высоких нот: в самом начале песни, в куплетах, по мере развития мелодии, подготавливая кульминацию.
Послушайте, как поют профессиональные певцы живьём на концерте. Они спокойно могут переключиться на разговорную речь, пообщаться с публикой, а потом снова начать петь, абсолютно таким же тембром, ничего не меняя в голосе.
Многие вокальные техники строятся на открытии природного голоса человека, и все они используют приём пения в речевой позиции. Например, методика американского тренера по вокалу Сета Риггса.
Работайте над эмоциями. Попробуйте одну и ту же строчку пропеть по-разному: страстно, нежно, капризно, сурово, скромно. Работайте над текстом песни, выделяйте эмоциональные вершины и спады, динамические подъёмы и затихания.
[IMG_3795.png]
Belting — вокальный крик
Почему у некоторых вокалистов высокие ноты в кульминационных моментах звучат так мощно, полноценно и уверенно? Потому что они используют belting! Неспроста этот термин происходит от слова «крик», ведь когда мы кричим, происходит свободный выброс энергии, лёгкие набирают больше воздуха, мышцы живота приходят в тонус, а рот открывается широко. Всё это происходит автоматически, как запущенный механизм, и означает только одно — организм готов отправить звук далеко-далеко вперёд, чтобы все услышали.
Вы умеете и не стесняетесь кричать? Значит, и овладеть вокальным криком вам не составит большого труда.
Вокальный крик образуется тогда, когда мы поём высокие ноты на задержанном дыхании, выпуская воздух по чуть-чуть и подключая грудной резонатор. При этом мы хорошо опираем звук и уверенно посылаем свой голос вперёд. То есть поём не фальцетом, как взяли бы высокие ноты полушёпотом, задействовав только головной регистр, а в полный голос, соединяя головной и грудной регистры.
Зачастую молодые неопытные вокалисты делают все с точностью наоборот. При подходе к кульминации от страха высокой ноты забывают о дыхании, выпуская его полностью или хватая слишком много, что места для звука уже не остаётся. В результате челюсть зажимается, мышцы не успевают подготовиться и вместо свободного вокального крика получается сдавленный визг. Это неправильно!
Представьте, что вы не тянетесь до высокой ноты, как до яблока на ветке, а кричите с энергетическим посылом, как ветер, который накрывает это яблоко сверху. Самое главное — не форсировать звук, а выбрать ту громкость, при которой вам будет комфортно. Не слишком громко, чтобы не захлебнуться звуком и зажать голос, и не слишком тихо, чтобы не потерять опоры.
Чтобы освоить вокальный крик, необходимо иметь крепкое дыхание, знать, какие мышцы отвечают за опору звука, быть в тонусе и много тренироваться. При правильном звукоизвлечении, под присмотром опытного педагога belting не только безопасен, но и может принести массу позитивных эмоций, поможет раскрепоститься психологически. Согласитесь, каждому было бы приятно услышать, на что способен его голос, каким сильным он может быть и как высоко звучать!
Послушайте, как поют афроамериканские певицы или такие сильные исполнители, как Адель или Кристина Агилера.
[IMG_3797.png]
Пение на «внутренней улыбке», или «внутренний смех»
Этот прием помогает певцу не потерять управление своим голосом на очень высоких или переходных нотах. «Внутренняя улыбка» — это не что иное, как поднятое мягкое нёбо, подтянутые мышцы на скулах и опущенные у задних зубов мышцы щёк. Такой приём позволяет открыть больше пространства в глотке, что необходимо для пения высоких нот, а также помогает сделать звук светлее. Необходимо помнить: рот при этом не улыбается, а остаётся овальной формы.
Если вы почувствовали, что ваш голос зажимается, идя на высокую ноту, вспомните что-нибудь смешное. Зажим отступит, как только вам захочется посмеяться. Более того, смех активизирует тонус наших мышц, которые отвечают за опору звука. Чаще смейтесь, ведь смех ещё и продляет жизнь!
[IMG_3796.png]
Вокальный плач, или vocal cry
Историки музыки утверждают, что пение как феномен возникло в каменном веке как звуковое проявление эмоций, соединяющее смех и плач в одну целостную вокальную гамму чувств. Эти две сильные эмоции раскрепощают нас и помогают снять психологические зажимы. Как и смех, плач хорошо подходит для пения переходных нот, а ещё он помогает перейти из разговорной позиции на верхние ноты аккуратно и без крика. Вокальный плач помогает там, где нужна «мягкая экспрессия», без чрезмерного крика. Такой приём характерен для лирических композиций. Вокальный плач используют, чтобы красиво спеть мелизмы, трели, морденты и прочие украшения.
Вокальный плач оставляет голос плотным на верхних нотах, но не даёт ему перейти в крик. Чтобы почувствовать, как работает этот приём, попробуйте спеть высокие ноты капризно, как бы простонать их.
Среди современных певцов, хорошо владеющих техникой vocal cry, можно отметить Сэма Смита и группу MUSE.
Мы вкратце разобрали основные вокальные приёмы. Конечно же, их намного больше, как больше и упражнений на овладение тем или иным приёмом. Но главное же — сделать первый шаг, не так ли? Теперь вы знаете, чем заняться на уроках вокала — шептать, говорить, кричать, смеяться и плакать!
Ну и напоследок хочется сказать: не забывайте подключать чувства, не пойте формально. Пусть песня наполнится вашими переживаниями, окрасится вашими эмоциями. Представьте, что вы рассказываете слушателю свою историю, и он обязательно оценит эту искренность.

Автор Фрозен Алина

Закрыть меню