Наверняка вы не раз замечали, что выученная и спетая вами песня звучит намного скучнее, чем оригинал? И даже приятный тембр голоса не спасает положение. Наверняка вы также обращали внимание на разные приёмы и фишки, которые современные певцы добавляют в свой вокал. Вы, конечно, пытались скопировать их, но у вас не получалось сделать это столь же убедительно. И дело не в том, что у вас нет таланта или способности. Мы все привыкли мыслить рамками. В результате, строго следя за опорой звука и интонацией, мы очень часто забываем об эмоциях и смысле текста произведения.
Чтобы грамотно овладеть этими вокальными приёмами, нужно понять их природу. Природа их кроется в эмоции. Подобно тому, как мы меняем голос и интонацию, говоря с коллегами или подчинёнными, приветствуя любимого человека или сюсюкая с детьми, вокалист также меняет краски голоса в песне. Здесь он прошептал, тут спел на надрыве, вот добавил мелизм или просто проговорил текст.
В основе всех вокальных техник — эмоциональные реакции, доступные всем нам без исключения: это крик, шёпот, смех, плач и разговор.
В виде техник эти эмоциональные краски пришли в эстраду из различных стилевых направлений музыки, где они начали использоваться впервые. Крик — из рока; шёпот (субтон, мягкая атака) — из джаза; плач — из народной песни; разговор (речитатив) и смех — из оперы.
Давайте разберём каждую из этих эмоций. Это поможет понять, как их использовать, чтобы наше пение стало более интересным, а голос зазвучал насыщенней.
Полушёпот, cубтон, «жёсткая масса», «мягкая атака», фальцет — много страшных слов для названия одного приёма.
Представьте: полумрак бара, небольшие уютные столики для двоих, вдалеке круглая сцена в лучах маленьких лампочек, ретромикрофон на длинной стойке, и томная красавица в блестящем вечернем платье, с алыми накрашенными губами начинает тихо и чувственно петь под аккомпанемент саксофона — нет, не петь… шептать. Её нежный тембр и дрожащий голос завораживает, так что мурашки бегут по спинам гостей.
Не правда ли, прекрасная картина? Этот вокальный приём основан на пении с придыханием, своеобразном полушёпоте. Петь на полушёпоте можно как низкие ноты, так и высокие. Всё дело в том, как вы выпускаете воздух. Выдох должен быть интенсивным, а голосовые связки — смыкаться не полностью, чтобы не сдерживать воздух, а обеспечивать его свободный выход. При этом главное — не выпускать весь воздух, а слегка удерживать вдох. Это позволить звуку быть ровным.
Если не вдаваться глубоко в технические детали, можно сказать, что при пении на полушёпоте мы смешиваем выдох с голосом в равной пропорции.
Пение с придыханием — это самый простой приём. Шептать умеют все, а значит, научиться красивому субтону, как у Мэрайи Кэри или Ланы Дель Рей, может каждый!
Чередуйте субтон с полным голосом, тогда ваше пение станет более разнообразным и интересным.
Пение в речевой позиции, speech и резонансное пение
Если вы хотя бы раз были на занятии вокалом, то наверняка слышали: «Пой свободно, так, будто бы говоришь». Всё дело в том, что певческий и разговорный тембр не должны различаться, а певец не должен чувствовать неудобство во время пения. Ощущение голосовых связок при пении должно быть такое же, как при разговоре. Связки при этом смыкаются плотно, в результате чего тембр голоса становится насыщенным и ярким.
Речевая позиция используется там, где нет высоких нот: в самом начале песни, в куплетах, по мере развития мелодии, подготавливая кульминацию.
Послушайте, как поют профессиональные певцы живьём на концерте. Они спокойно могут переключиться на разговорную речь, пообщаться с публикой, а потом снова начать петь, абсолютно таким же тембром, ничего не меняя в голосе.
Многие вокальные техники строятся на открытии природного голоса человека, и все они используют приём пения в речевой позиции. Например, методика американского тренера по вокалу Сета Риггса.
Работайте над эмоциями. Попробуйте одну и ту же строчку пропеть по-разному: страстно, нежно, капризно, сурово, скромно. Работайте над текстом песни, выделяйте эмоциональные вершины и спады, динамические подъёмы и затихания.
Belting — вокальный крик
Почему у некоторых вокалистов высокие ноты в кульминационных моментах звучат так мощно, полноценно и уверенно? Потому что они используют belting! Неспроста этот термин происходит от слова «крик», ведь когда мы кричим, происходит свободный выброс энергии, лёгкие набирают больше воздуха, мышцы живота приходят в тонус, а рот открывается широко. Всё это происходит автоматически, как запущенный механизм, и означает только одно — организм готов отправить звук далеко-далеко вперёд, чтобы все услышали.
Вы умеете и не стесняетесь кричать? Значит, и овладеть вокальным криком вам не составит большого труда.
Вокальный крик образуется тогда, когда мы поём высокие ноты на задержанном дыхании, выпуская воздух по чуть-чуть и подключая грудной резонатор. При этом мы хорошо опираем звук и уверенно посылаем свой голос вперёд. То есть поём не фальцетом, как взяли бы высокие ноты полушёпотом, задействовав только головной регистр, а в полный голос, соединяя головной и грудной регистры.
Зачастую молодые неопытные вокалисты делают все с точностью наоборот. При подходе к кульминации от страха высокой ноты забывают о дыхании, выпуская его полностью или хватая слишком много, что места для звука уже не остаётся. В результате челюсть зажимается, мышцы не успевают подготовиться и вместо свободного вокального крика получается сдавленный визг. Это неправильно!
Представьте, что вы не тянетесь до высокой ноты, как до яблока на ветке, а кричите с энергетическим посылом, как ветер, который накрывает это яблоко сверху. Самое главное — не форсировать звук, а выбрать ту громкость, при которой вам будет комфортно. Не слишком громко, чтобы не захлебнуться звуком и зажать голос, и не слишком тихо, чтобы не потерять опоры.
Чтобы освоить вокальный крик, необходимо иметь крепкое дыхание, знать, какие мышцы отвечают за опору звука, быть в тонусе и много тренироваться. При правильном звукоизвлечении, под присмотром опытного педагога belting не только безопасен, но и может принести массу позитивных эмоций, поможет раскрепоститься психологически. Согласитесь, каждому было бы приятно услышать, на что способен его голос, каким сильным он может быть и как высоко звучать!
Послушайте, как поют афроамериканские певицы или такие сильные исполнители, как Адель или Кристина Агилера.
Пение на «внутренней улыбке», или «внутренний смех»
Этот прием помогает певцу не потерять управление своим голосом на очень высоких или переходных нотах. «Внутренняя улыбка» — это не что иное, как поднятое мягкое нёбо, подтянутые мышцы на скулах и опущенные у задних зубов мышцы щёк. Такой приём позволяет открыть больше пространства в глотке, что необходимо для пения высоких нот, а также помогает сделать звук светлее. Необходимо помнить: рот при этом не улыбается, а остаётся овальной формы.
Если вы почувствовали, что ваш голос зажимается, идя на высокую ноту, вспомните что-нибудь смешное. Зажим отступит, как только вам захочется посмеяться. Более того, смех активизирует тонус наших мышц, которые отвечают за опору звука. Чаще смейтесь, ведь смех ещё и продляет жизнь!
Вокальный плач, или vocal cry
Историки музыки утверждают, что пение как феномен возникло в каменном веке как звуковое проявление эмоций, соединяющее смех и плач в одну целостную вокальную гамму чувств. Эти две сильные эмоции раскрепощают нас и помогают снять психологические зажимы. Как и смех, плач хорошо подходит для пения переходных нот, а ещё он помогает перейти из разговорной позиции на верхние ноты аккуратно и без крика. Вокальный плач помогает там, где нужна «мягкая экспрессия», без чрезмерного крика. Такой приём характерен для лирических композиций. Вокальный плач используют, чтобы красиво спеть мелизмы, трели, морденты и прочие украшения.
Вокальный плач оставляет голос плотным на верхних нотах, но не даёт ему перейти в крик. Чтобы почувствовать, как работает этот приём, попробуйте спеть высокие ноты капризно, как бы простонать их.
Среди современных певцов, хорошо владеющих техникой vocal cry, можно отметить Сэма Смита и группу MUSE.
Мы вкратце разобрали основные вокальные приёмы. Конечно же, их намного больше, как больше и упражнений на овладение тем или иным приёмом. Но главное же — сделать первый шаг, не так ли? Теперь вы знаете, чем заняться на уроках вокала — шептать, говорить, кричать, смеяться и плакать!
Ну и напоследок хочется сказать: не забывайте подключать чувства, не пойте формально. Пусть песня наполнится вашими переживаниями, окрасится вашими эмоциями. Представьте, что вы рассказываете слушателю свою историю, и он обязательно оценит эту искренность.